Минтруд внедряет индикаторы риска как сигнал для внеплановых проверок ОТ

13.09.2021

Согласно представленному проекту приказа Министерства труда, для руководства компаний будут вводиться определенные показатели рисков невыполнения необходимых требований. Это, в свою очередь, на законном основании может стать причиной проведения внеплановых проверок. Проект был создан на основании всех необходимых стандартов, были соблюдены соответствующие требования к документу. 

Закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ» предусматривает наличие специальных показателей риска невыполнения требований, на основании которых будет приниматься итоговое решение о назначении/не назначении внеплановой проверки компании, а также определяться тип самой проверки. К таким показателям риска относится соответствие или несоответствие характеристикам предмета надзора. Не всегда наличие небольших несоответствий говорит о нарушениях, однако этот факт уже сигнализирует о том, что, скорее всего, такие нарушения имеются, и существует большая вероятность того, что присутствует опасность причинения определенного вреда здоровью и жизни сотрудников.

Индикаторы (показатели) риска: что к ним относится?

Обязанности по созданию основных показателей риска в РФ возложены на Министерство труда. Были выявлены некоторые основные факторы, которые могли являться показателем наличия таких рисков. К этому списку отнесли и такие нарушения, как отклонение работодателей от выполнения предписанного постановления по административному нарушению, отказ от участия в совокупном механизме партнерства, наличие каких-либо задолженностей по обязательным взносам. Также были сформулированы следующие виды показателей рисков:

·         крупные масштабные увольнения;

·         увольнения на протяжении больше двух месяцев более 15% всего персонала;

·         расхождения в соотношении «объем работы – количество сотрудников»;

·         невыполнение двух и более требований об обязательном устранении выявленных нарушений проверяющих служб в области охраны труда согласно законодательству;

·         увеличение количества жалоб и обращений сотрудников о нарушениях работодателя;

·         увеличение с каждым годом количества несчастных случаев с легким и тяжелым причинением вреда здоровью;

·         отсутствие фиксирования в общей государственной системе информации о результатах анализа условий труда;

·         обнаруженные при проведенной проверке рабочие места с вредными и опасными условиями труда. 

Конечно, наличие таких показателей будет способствовать улучшению качества основных характеристик охраны труда, а именно уменьшению травматизма, улучшению условий для работы, и, как следствие, будут улучшаться статистические коэффициенты. Однако стоит отметить, что они не всегда уместны. Это касается, например, случаев с причинением легкого вреда. В таких ситуациях их выявление и изучение в дальнейшем позволит не допустить более тяжелые и ведущие к смерти случаи. 

Что касается условий труда, то в этом случае скорее больше негативная статистика. На сегодняшний день экономика страны не отличается суперсовременным производством. Скорее, ситуация прямо противоположная. Несмотря на это, имеющийся в предложенном документе такой показатель риска, как «наличие рабочих мест с вредными или опасными условиями труда», вполне смог бы кардинально изменить все и мотивировал бы руководство компаний изменить условия труда к лучшему, хотя и фиктивно. К тому же, в этот список показателей не был включен опыт выявления случаев профессиональных заболеваний. В особенности это актуально для рабочих мест, которые не характеризуются вредными условиями труда. Именно этот факт подтверждает, что охрана труда в таких случаях «хромает», существует определенная проблема, требующая пристального внимания.

Основной целью этого документа является достижение положительных результатов, а это, в свою очередь, способствует достижению стратегических целей страны. Тем более, что на сегодняшний день доверие официальным сводкам и статистике подорвано.

Конечно, положительная динамика – это хорошо, но она не должна быть основой охраны труда. Обязанности по обнаружению таких показателей риска возложены на Роструд, а также подчиняющиеся ему подразделения. Основными источниками сведений являются достоверные источники, такие как данные органов власти, инфоресурсы, данные местных органов самоуправления, СМИ, правоохранительных органов, данные надзорных ведомств, всевозможные отчеты в рамках законодательства РФ. 

Описанные показатели риска являются поводом для осуществления внеплановой проверки компаний. На данный момент пока документ находится на этапе обсуждения.