Как ГИТ будет проверять организации, проводящие СОУТ?
С марта 2025 года организации, проводящие специальную оценку условий труда, оказались под пристальным вниманием Госинспекции по труду. Это связано с поправками в Трудовой кодекс РФ и Положение о федеральном государственном контроле (надзоре), которые обязывают ГИТ контролировать компании, занимающиеся СОУТ. Цель нововведений – сделать процесс проведения спецоценки более прозрачным и качественным. Что же это означает на практике?
Плановые проверки
В 2025 году плановых проверок организаций, проводящих СОУТ, не будет. До 1 июля 2025 года каждой такой организации будет присвоена категория риска, которая определит вероятность плановой проверки в 2026 году. Организации с низкой категорией риска проверять не будут. Критерии присвоения категорий риска пока не опубликованы, но предположительно, они будут учитывать результаты предыдущих проверок, наличие аккредитации, объем выполненных работ и количество жалоб.
С 2026 года плановые проверки коснутся только организаций с высокой категорией риска. Если категория риска не присвоена, она автоматически считается низкой. Для проведения плановых проверок инспекторы ГИТ будут использовать проверочный лист № 35 (приложение 35 к приказу Роструда от 01.02.2022 № 20).
Внеплановые проверки (КНМ):
Внеплановые проверки сохраняются. ГИТ может проводить их с 1 марта 2025 года, но только с согласия прокуратуры. Прокуратура будет оценивать обоснованность каждой проверки, что усложняет для ГИТ процесс их инициирования.
Одним из индикаторов риска, позволяющих провести внеплановую проверку, является использование одного и того же эксперта/прибора для проведения СОУТ в разных регионах России в течение 24 часов более двух раз за полгода. Минтруд может добавить и другие индикаторы, указывающие на потенциальные нарушения.
Кроме того, основанием для внеплановой проверки могут стать:
· поручение Президента РФ или Правительства РФ;
· информация от медицинских учреждений, полиции, Социального фонда России и других органов;
· выявленные факты фальсификации данных;
· нарушения процедуры проведения спецоценки;
· жалобы от работодателей на качество СОУТ;
· требование прокуратуры;
· истечение срока исполнения предписания об устранении нарушений.
Пример: Организация, проводящая СОУТ, обнаружила, что в отчете о проведении спецоценки не указано право работников на льготную пенсию, и сообщила об этом в ГИТ. Инспекция вынесла предупреждение. Если бы это нарушение обнаружила сама ГИТ в ходе мониторинга или в процессе судебного разбирательства, организации грозил бы штраф.
Новые правила обязывают организации, проводящие СОУТ, быть предельно внимательными. Любые ошибки и недочеты следует незамедлительно исправлять, чтобы избежать наказания со стороны надзорных органов.