Плановые и внеплановые проверки в 2024 году

20.05.2024
Продление моратория на проведение плановых проверок бизнес-структур было утверждено до 2030 года. Также, по предложению Президента России, ограничения на внеплановые проверки продлены до конца 2024 года. С началом 2025 года планируется отмена данных ограничений, и все планируемые мероприятия организуются на основе оценки рисков. Остается открытым вопрос о влиянии этих изменений на внеплановые проверки и о том, какие организации в 2024 году могут оказаться под пристальным вниманием контролирующих структур.
Плановые мероприятия
На данный момент мораторий существенно сократил основания для проведения инспекций. Плановые проверки практически полностью отменены до 2030 года, а согласно постановлению от 14 декабря 2023 года № 2140 приостановлены несанкционированные инспекции до конца 2024 года. Эти ограничения распространяются почти на все контролирующие ведомства, кроме вооруженных сил, прокуратуры и налоговиков.
Несмотря на общий мораторий, плановые проверки все же проводятся для нескольких категорий:
• организаций с высоким и чрезвычайно высоким уровнем риска;
• потенциально опасных производств;
• гидросооружений второго класса и аналогичных объектов.
Уведомления о таких проверках вывешиваются на официальных сайтах соответствующих ведомств не позднее, чем за три рабочих дня до начала проверок. В остальных случаях визиты по плану не предусмотрены, однако могут применяться другие проверочные мероприятия, включая предупредительные меры и профилактические осмотры.
Что касается внеплановых визитов, они по-прежнему возможны в рамках исключений из действующего моратория.
Внеплановые визиты
Любая организация может столкнуться с внезапной инспекцией. Однако благодаря действующему мораторию и различным государственным инициативам возможности для проведения таких проверок существенно ограничены. Несмотря на это, надзорные органы могут осуществлять инспекции в следующих случаях:
• выявлены угрозы жизни или здоровью граждан;
• деятельность предприятия создает угрозы для безопасности, или имеются повышенные риски чрезвычайных происшествий;
• организация не устранила ранее выявленные нарушения;
• обнаружены нарушения обязательных норм и правил.
Часто причиной для внеочередной проверки являются жалобы сотрудников или информация из внешних источников, таких как СМИ, интернет или отчеты других учреждений. Например, неуплата страховых взносов может привести к информированию Государственной инспекции труда через Социальный фонд России. Проверку анонсируют за день, и для этого требуется получение разрешения от Прокуратуры. Без такого разрешения проверки могут проводиться только по инициативе высших инстанций или по требованию прокурора.
Важно обращать внимание на признаки риска нарушений. В этом контексте полезно изучить приказ Минтруда РФ № 838 от 30 ноября 2021 года, который содержит соответствующие пометки, указывающие на возможные нарушения прав работников. Любой пункт из этого списка – причина для внеочередной проверки. Примеры таких факторов включают:
• увеличение числа несчастных случаев на рабочем месте;
• отсутствие данных о специальной оценке условий труда;
• уменьшение отчислений в Социальный Фонд на 50% без изменений в штате;
• понижение средней зарплаты на уровень, который меньше минимального размера оплаты труда.
Также полезно ознакомиться с приказом ГП России от 5 февраля 2024 года № 98, который перечисляет обстоятельства, побуждающие прокуроров инициировать проверки.
С 2025 года применят риск-ориентированный подход к плановым визитам, детали по внеплановым проверкам еще предстоит уточнить. Это приведет к изменению условий их проведения и означает, что организациям следует быть максимально подготовленными к возможному инспектированию.<br>