Минтруд разъяснил особенности объединения ПФР и ФСС

20.06.2022

О преимуществах оптимизации ПФР и Фонда соцстрахования, по своей сути являющимися государственными внебюджетными фондами, изложил свою точку зрения Антон Котяков, руководитель Министерства труда Российской Федерации. Изучению связанного с ним законопроекта было посвящено очередное заседания Правительства РФ.

Максимальное удобство при обращении в фонды.

Положительную сторону предлагаемого слияния упомянутых организаций, прежде всего, оценили чиновники. Госслужащие данной категории отметили возможность разработки унифицированного доступа к социальному страхованию работников, деятельность которых протекает при заключении гражданско-правовых и трудовых договоров. Максимальный объем платежей, связанных с временной потерей трудоспособности, планируется увеличить в 1,5 раза. Важное примечание: действующие тарифы страховых взносов останутся в силе.

Согласно утверждениям Котякова, в настоящее время все виды социальной поддержки граждан РФ на федеральном уровне находятся под контролем ПФР или Фонда соцстраха. Однако не исключены ситуации, когда людям, нуждающимся в том или ином виде помощи, приходится адресовать свои заявления в оба фонда, с попутным сбором необходимой документации для каждой организации отдельно. Расходуемые при этом в большом количестве время и силы в итоге еще больше бьют по уязвимой части населения.

Оптимизировав две родственные организации в один общий фонд, можно значительно упростить сам процесс предоставления социальной помощи населению и в то же время поставить весь комплекс мер на принципы социального казначейства – проактивно или, в качестве альтернативного варианта, по одному заявлению.

Нет необходимости изменять местонахождение существующих на сегодня фондов на территории страны. Все точки присутствия могут принимать граждан и в дальнейшем. То же самое относится к форме личного обращения к соответствующим специалистам при возникновении той или иной проблемы, как с целью решения, так и для консультирования. Введение электронного формата государственных услуг ни в коей мере не поменяет оба упомянутых подхода.

Единый тариф и сокращение льготных режимов

Как следует из слов министра, контакты с бизнесменами будут протекать на основе тех преобразований, которые повлечет за собой введение единого тарифа. Действующая на сегодня форма перечисления страховых взносов в тот или иной фонд не обходится без выполнения отдельных расчетов с персоналом предприятий, заполнения платежной документации. Завершение отчетного периода сопровождается предоставлением отчета в оба фонда по отдельности.

При едином тарифе значительная часть работы с документацией станет просто не нужна, поскольку для оплаты взноса достаточно будет одного платежного поручения. Дифференциацию платежа по разным видам страхования планируется возложить на Федеральное казначейство.

Выплата взносов по действующим ставкам от работодателей останется в том же размере: 30% в случае объема внутри базы, и 15,1% – сверх базы.

Изменения коснутся базы пересчета для работодателей в вопросах социального и пенсионного страхования, ее планируют подвести к выравниванию. Итогом этого изменения станет увеличение социальной помощи гражданам в рамках соцстрахования. То есть будут повышены декретные выплаты, пособия по уходу за детьми до 1,5 лет, выплаты в связи с временной нетрудоспособностью.

В законопроектах Министерства труда РФ содержатся меры по распространению гарантий соцстрахования в плане гражданско-правовых договоров. Работники, заключившие данные соглашения, получат социальные гарантии наравне с сотрудниками, с которым были заключены трудовые соглашения.

У ведомства есть предложение по оптимизации льготных режимов. Итогом новшества должно стать сведение пятнадцати действующих на сегодня льготных режимов к трем. Один будет связан с малым предпринимательством. Согласно законопроекту, 30 % страховых выплат на фонд заработной платы в рамках одного МРОТ, и 15 % соответствующе на фонд зарплаты свыше одного МРОТ.

Второй льготный режим будет относиться к перечислению страховых выплат по ставке 7,6 %. В настоящее время данный протокол уже в силе в сфере IT. И, наконец, третий режим – со ставкой 0 % для плательщиков страховых взносов.

Юридические лица и предприятия, имеющие льготное право по внесению страховых взносов во внебюджетные фонды, и в дальнейшем смогут пользоваться привычной для них преференцией – в рамках предложенных министром трех новых льготных режимов.